Установка Бортовых Камней
В. Александров.
Установка Бортовых Камней
Порядок установки бортовых камней определяется проектом и выбором определенной конструкции дорожных одежд. Все зависит от соотношения высоты бортового камня и толщины слоев дополнительного и несущего основания. Высота бортовых камней колеблется от 12 до 45 см. Стандартная высота - 30 см. Толщина слоев основания может иметь несколько вариантов.
Один из вариантов установки показан на рис. 34. Он характерен тем, что высота бортового камня (для примера взят облегченный бортовой камень, обозначаемый по номенклатуре БР 40.40.8, высотой 40 см и применяющийся для установки на газонах с высоким перепадом высот) больше, чем суммарная толщина всей конструкции дорожных одежд, составляющая 34 см.
В этом случае порядок работ должен быть следующий. После планировки и уплотнения рабочего слоя грунта нужно сразу устанавливать бортовые камни по всему периметру рабочей зоны. Это самый простой вариант, т.к. края полотна дорожных одежд сразу надежно закрепляются, что предотвращает неизбежное осыпание краев из песка и щебня. При этом особое внимание нужно обращать на высотные отметки верхнего края бортовых камней.
После установки бортовых камней гораздо проще отслеживать высотные отметки при устройстве дополнительных и несущих слоев основания. Если по проекту между дополнительными слоями основания и земляным полотном предусмотрены теплоизолирующие, дренирующие или гидроизоляционные слои, то их необходимо укладывать сразу после установки бортовых камней.
Вся последовательность операций по устройству дорожных одежд и укладке тротуарной плитки по вышеописанному варианту показана на рис. 35: уплотнение грунта - установка бортовых камней - устройство дополнительного основания - устройство основного основания -укладка дренирующего слоя, монтажного слоя и, наконец, тротуарной плитки. Подобные варианты работ характерны для случаев, когда грунт рабочей зоны представляет собой песок или крупную супесь, а эксплуатационная нагрузка невелика (пешеходные зоны).
Второй вариант встречается на практике намного чаще и применяется, когда суммарная толщина несущих и дополнительных слоев основания существенно превышает высоту бортового камня.
На рисунке показан стандартный случай (грунт - супесь легкая, супесь пылеватая, супесь тяжелая пылеватая, нагрузка - до 5 тс) установки одного из самых распространенных бортовых камней -БР 100.30.15. Из рисунка видно, что высота бортового камня меньше не только суммарной толщины дорожных одежд, но уступает даже толщине несущего слоя основания. В этом варианте последовательность работ аналогична приведенной на рис. 37. Сначала осуществляются устройство земляного полотна и его уплотнение, далее - отсыпка и уплотнение соответственно дополнительных слоев основания из песка и небольшого слоя щебня. Идеально рассчитать так, чтобы высота отсыпанного слоя щебня как раз подходила для установки бортовых камней. Тогда не придется устраивать специального основания. После того, как бортовые камни установлены и сданы, можно отсыпать и уплотнять остальные слои несущего основания. Дальнейший порядок тот же - укладка монтажного слоя, укладка плитки.
Контроль качества. Установка и сдача бортовых камней - важный этап в работе по мощению. Визуально вся геометрия укладки во многом определяется именно бортовыми камнями. Поэтому на контроль качества при их сдаче следует обратить особое внимание. Контролироваться должны следующие параметры:
высотные отметки. Отклонения по ним не могут превышать 3-4 мм;
ровность установки бортовых камней по линии. Не должно быть выступов, «ступенек», выпуклостей. Внешняя линия бортовых камней должна смотреться идеально ровно;
швы между бортовыми камнями. Не должны превышать 0,5-0,7 см;
радиус кривизны на закругленных участках. Должен соответствовать проекту. Отклонения по горизонтальным отметкам не должны превышать 1,0-1,5 см.